Профильное обучение

    Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным и эффективным.


       Этот переход общепризнано должен начаться в 2003 г. А в нашей школе необходимость и попытки профильного обучения возникли еще в 1995г. Когда был заключен договор по довузовской  подготовке с Пензенским педагогическим университетом. В учебном плане школы было увеличено количество часов с ориентацией на те предметы, которые были профилирующими при поступлении  в  педагогический. Такой подход был слишком общий. Школа не могла удовлетворить запросы всех учащихся.

       В 2003г. на базе двух 10-х классов была создана свободноконструируемая модель профильного обучения гуманитарного и математического направлений. Опять же учащиеся только двух из трех классов изучали углубленно лишь два предмета из всего перечня учебных дисциплин.

       В 2004 году был организован в чистом варианте физико-математический класс.

       Все испробованные нами варианты носили эпизодический характер и не создавали условий для самореализации каждого ученика, развивая его интересы и способности. И самое главное социальный запрос общества требовал более качественной подготовки учащихся.

       Современный подход профильного образования, начавшийся с 2004-2005 учебного года, позволяет более целесообразно использовать имеющиеся ресурсы, шире задействовать возможности самой системы образования, обеспечить разноуровневое и разноспособное обучение и, опираясь на склонности и способности учащихся, удовлетворять их образовательные потребности, дать им возможность выбрать свою траекторию образования и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению. И это, конечно, будет работать на повышение качества образования – сейчас это первостепенная задача.

       Наша школа первой в городе осуществила переход к профильному обучению, начав в 2004-2005 учебном году с предпрофильной подготовки в 9 классах. Цель всей предпрофильной подготовки – не удовлетворение запросов и развитие способностей ученика. А выявление интересов, проверка возможностей ученика,  формирование представлений о характере профессионального труда людей. Для этого был введён курс «Основы профессионального самоопределения», рассчитанный на 34 часа, курсы по выбору, велась профориентационная и информационная работа по формированию социальной зрелости и психологической готовности учащихся к выбору профессии. Для классных руководителей 9 классов была разработана индивидуально-психологическая карта учащихся, а для ребят – профориентационная карта учащегося, которая заполнялась ими в начале учебного года и в конце. Из сводной таблицы видно, что на конец учебного года с выбором профессии определились 92% учащихся (это на 40% больше, чем на начало учебного года до прохождения курса  «Основы профессионального самоопределения»).

       Из 130 выпускников основной школы 80 сделали свой выбор в пользу дальнейшего обучения в 10 классе по профилям 4-ёх направлений: физико-математическому, гуманитарному, социально-историческому, химикобиологическому. Выбор был сделан учащимися. Но для их возраста и, учитывая, что в нашей школе это всё впервые, возможно, этот выбор был не совсем осознанным и не являлся субъектом объективного самостоятельного решения. Вместе с тем определение профилей обучения должно осуществляться не только на основе познавательных интересов учащихся, но с учётом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения и финансовых возможностей образовательной системы. И это тоже сказалось на выборе. При зачислении в профильные классы должны пользоваться преимуществом учащиеся, которые успешно прошли итоговую аттестацию за курс основного общего образования, победители олимпиад, обладатели похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов». А также рекомендуется использовать портфолио индивидуальных достижений, выполняющих роль накопительной оценки. В нашей школе были зачислены все желающие учащиеся, сделавшие свой выбор в результате предпрофильной подготовки: 30 человек в физико-математический профиль, 16 человек – в гуманитарный, 28 человек – в социально-исторический, 6 человек – в химико-биологический. Чтобы реализовать различные образовательные потребности учащихся, школа пошла на введение индивидуального учебного плана учащихся, под которым понимается совокупность учебных предметов, выбранных для освоения старшеклассниками из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленная на основе федерального Базисного учебного плана. Индивидуальный учебный план каждого ученика составил: базовые предметы, профильные предметы, элективные курсы, региональный компонент. Количество часов в неделю у каждого ребёнка и у каждой группы не превышает 36 часов. Каждый ученик выбрал по 2 предмета для изучения на профильном уровне:

физико-математический –  физика, математика;
гуманитарный – русский язык, литература;
социально-исторический – история, обществознание (причём, самостоятельными предметами выделены «Обществоведение», «Право», «Экономика»);
химико-биологический – химия, биология.

       Совокупность индивидуальных учебных планов учащихся стала основой для их распределения по учебным группам. Хотя у нас сохранилась при этом и классно-коллективная система. Чтобы не нарушать психологический баланс и сложившуюся морально-психологическую обстановку учеников и учителей, родителей, были сформированы 3 класса: 10 «А», 10 «Б», 10 «В». Таким составом  школьники изучают географию, иностранный язык, ОБЖ,  основы предпринимательства (предмет регионального компонента). Остальные базовые предметы, профильные и элективные курсы изучаются учебными группами. Групп больше, чем классов. Всего учебных групп 7. Мы условно их обозначили:

10-1 (физико-математическая)

10-2 (гуманитарная)

10-3 (социально-историческая)

10-4 (химико-биологическая)

10-5 (социально-историческая + химико-биологическая)

10-6 (социально-историческая + гуманитарная)

10-7 (гуманитарная + химико-биологическая)

   Профильные группы 10-1, 10-2, 10-3, 10-4 изучали в таком составе профильные предметы и элективные курсы. А для изучения базовых предметов учащиеся объединялись в группы: 10-5, 10-6, 10-7. Таким образом, один и тот же ученик ходит на математику с одним составом детей, на историю – с другим, на химию – с третьим и т. д. Каждый профиль дополняется элективным курсом, который может посещать ученик любого профиля. По истечении прошлого учебного года можно сделать определённые выводы по формированию групп. Во-первых, у нас получились неравномерные по наполняемости группы. Например, химию и биологию на профильном уровне изучали 6 человек, а на базовом – 29 и 40. Во-вторых, в некоторых группах оказались учащиеся, которые в дальнейшем не планируют идти по выбранному профилю и потом в течение года переходили в другие группы (хотя это были единичные случаи) или остались, если так можно сказать, «за компанию».

         Поэтому на 2006 – 2007 учебный год была проведена более целенаправленная работа с учащимися по выбору профиля. Велась более активная работа с родителями, которых школа направляла на оказание помощи своим детям в выборе будущего профиля.

       В этом учебном году на базе четырёх 10-ых классов, учитывая запросы детей, мы пошли на расширение количества профилей. К имеющимся четырём добавился информационно-технологический. Здесь два профилирующих предмета – математика и информатика. Принцип обучения остался тот же, что и 2005 – 2006 уч. году. Старшая школа работает полностью по индивидуальным учебным планам учащихся. Изменился количественный состав групп. Из 88 10-тиклассников этого года

 в физико-математической группе обучается 17 человек

в гуманитарной – 17 человек

в информационно-технологической – 22 человека

в химико-биологической – 10 человек

в социально-исторической – 22 человека

    При объединении детей для изучения базовых предметов самая большая группа 29 человек.Расширение спектра профилей в этом учебном году позволило избежать основного недостатка прошлого года – большой наполняемости групп. В группах, где на профильном уровне изучается математика, информатика, физика учащихся больше и это не случайно, т.к. математика является на сегодняшний день обязательным экзаменом в форме ЕГЭ. И большинство ВУЗов зачисляют по этим результатам. А химиков и биологов намного меньше, т.к. эти предметы требуются на узкие специальности и в узкий круг ВУЗов.

    В этом году учебных групп оказалось больше, чем в прошлом (было 7 стало 9), т.к. у нас четыре 10-х класса, а профилей 5. Обучение по ИУП создает определенные трудности по ведению классных журналов. В 11-х классах у нас их вместо 3-х – 7, и в 10-х классах вместо 4-х – 9. Но четкое распределение учащихся по группам позволило выделить ряд предметов, где они занимаются вместе и записаны в журнал по этому принципу. Каждый учитель имеет журнал со списком своей группы на своем уроке. Общие сведения об учащихся, сводные ведомости посещаемости и оценок заносятся в классные журналы. Очень трудно составить расписание по ИУП. Чем больше учителей-предметников одного профиля задействовано в организации профильного обучения, тем легче составлять расписание (например в трех 11-х классах, 3 учителя математики).

    В связи с переходом на профильное обучение в старшей школе меняются задачи и направления педагогического мониторинга. Теперь очень важно выявить результативность профильного обучения: его преимущество, т.е. «+», а может быть и «-». Мы определили следующие направления мониторинга. Это:

1) Учебные достижения по базовым дисциплинам.

2) Уровень профильной подготовки.

3) Психологическое развитие. Здоровье.

4) Социализация личности. Социальная адаптация.

    Исходя из небольшого опыта работы нашей школы по ИУП учащихся хочется сделать вывод: в наше время профильное обучение актуально. Оно становится важным звеном в системе непрерывного образования человека и служит достижению главных целей модернизации общего образования, а именно росту его качества и эффективности. Каждый ученик, обучаясь по ИУП получает огромные возможности по окончании школы. Мы надеемся, что в процессе профильного обучения учащиеся нашей школы выбрали и используют те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать их дальнейшему профессиональному становлению.

 

Метки записи: ,
Подписаться на новости
Похожие записи: