Положение
о Психологической службе
МОУ СОШ №8 г.Каменки Пензенской области
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение определяет структуру и порядок управления Службы в МОУ СОШ №8 г.Каменки, служит правовой, организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.
1.2. Служба практической психологии в системе МОУ СОШ №8 г.Каменки (далее по тексту Служба) призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.
3. Работа Службы включает в себя психологическую помощь детям и подросткам (в возрасте от нуля до 18 лет), их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса в МОУ СОШ №8 г.Каменки.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством Пензенской области, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Пензенской области, Управления образования администрации Каменского района, Положением о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образовании РФ от 22.10.1999 г. № 636, положениями и уставом МСОУ СОШ №8 г.Каменки.
5. . Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, представителями всех субъектов, связан пых с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается.
2. Цели и задачи службы
1. Цель Службы — обеспечение полноценного психического и личностного развития детей (от нуля до 18 лет), молодежи в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
1. Основные задачи психологической Службы образования:
· неотложная психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;
· консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь и условиях образовательного учреждения;
· социально-психологическая помощь, содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;
· социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;
· консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей и молодежи;
· составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию, профессиональному образованию, социально-бытовому и трудовому устройству детей и молодежи;
· психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;
· иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности несовершеннолетних.
2.3. Основные направления деятельности службы
1. Основными направлениями деятельности Службы являются психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.
2. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
· разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
· контролю за соблюдением психогигиенических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
· обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
· подготовке детей и подростков к осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
· своевременному предупреждению возможных нарушений, психосоматического и психического здоровья детей и подростков;
· своевременному предупреждению безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков.
2.3.3. Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:
· повышению психологической культуры населения;
· формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов, воспитателей, родителей;
· формированию у субъектов психологической помощи потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.
2.3.4.. Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:
· получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
· выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
· определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
2.3.5. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
· активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также личностный рост и профессиональное совершенствование взрослых участников;
· реализации комплекса индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонении в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних.
2.3.6. Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
—консультированию детей и молодежи по широкому кругу вопросов,
связанных с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками;
· консультированию администрации образовательного учреждения по вопросам управленца педагогическим коллективом, администрации и педагогов — по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
· консультированию родителей (законных представителей) и членов семей несовершеннолетних по вопросам воспитания семейных и межличностных взаимодействий;
· консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и подростков, по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
2.3.7. Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:
—психологическому сопровождению детей и молодежи, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними;
—конструированию адаптивных моделей поведения и социальных
взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.