Сопровождение – это система профессиональной деятельности участников воспитательно-образовательного процесса, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.
Задачи сопровождения:
- отслеживание практических возможностей учащихся различных возрастных групп в условиях различных образовательных программ;
- создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, помощь в начальной профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:
- психодиагностика;
- развивающая деятельность (выявление задатков ребёнка и превращение их в способности);
- психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;
- психологическое консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей;
- психологическая профилактика (предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся).
Основные циклы сопровождения:
- приём в 1-й класс;
- адаптация в начальном звене школы;
- переход в среднее звено;
- адаптация в среднем возрасте;
- подростковый кризис;
- адаптации в старшем звене.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- Психофизиологический.
- Индивидуально-психологический.
- Личностный.
- Микрогрупповой.
- Социальный.
Алгоритм работы в данном цикле:
Психодиагностика проведение психолого-педагогического реализация
консилиума решений консилиума
готовность учащихся самостоятельная создание ситуации
к жизненному познавательная пробуждения
самоопределению активность собственных сил учащихся
Этапы внедрения модели в школьную практику:
1-й этап – выбор путей развития:
- разработка идей и замысла нововведений;
- осмысление способов реализации идей по отношению к субъектам образовательного пространства;
- формирование единого целеполагания.
2-й этап – сбор информации, уточнение проблемы, определение стратегии и тактики деятельности:
- изучение психологической готовности педагогов к инновационной деятельности методом экспертной оценки, стимулирование творческой активности;
- изучение родительского отношения к образованию в условиях образовательной среды с многовариантным выбором и формирование позитивной позиции к инновационной деятельности;
- изучение приспособительных возможностей учащихся в рамках различных образовательных программ на социально-психологическом и физиологическом уровнях
3-й этап – практическая деятельность:
- установление диалоговых отношений между учениками, родителями, педагогами в ходе инновационной деятельности;
- развитие системы медико-психолого-педагогического сопровождения, введение в школьную практику психолого-педагогических консилиумов с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребёнка.
4-й этап – подведение итогов, постановка дальнейших задач:
- обработка и интерпретация данных;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы;
- обновление содержания программ за счёт возникновения новых форм и способов достижения поставленных целей и задач.