Психологическая служба в МОУ СОШ №8

  Психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.


   Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона.

  Основные направления деятельности. педагогической службы школы — психопрофилактика, психодиагностика,развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении.

  Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.
Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

Цель психологической службы — обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

Содержание:

1. Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

2. Психопрофилактика — психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

3. Психоконсультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

4. Психодиагностика — проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.

5. Психокоррекция — устранение отклонений.

Основная идея психологической службы — идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

Главный принцип организации психологической службы — системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план)

Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности. Две предложенные стратегии помогут осознанию содержания тех целей, которые ставит перед школьным психологом нынешняя ситуация в обществе.

Кризис в социуме, реформирование разваливающейся системы образования, комплекс личностных проблем, накапливающихся и у детей, и у взрослых, — все это делает позицию школьного психолога весьма сложной, а его присутствие — необходимым.

 

 

Этический кодекс педагога-психолога
МОУ СОШ №8 г.Каменки Пензенской области

 

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога (далее – психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

 

Основные этические принципы деятельности психолога

 

Этические принципы призваны обеспечить:

– решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
– защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

– сохранение доверия между психологом и клиентом;
– укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.
5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

 

* В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие

 

Положение о работе школьного психолога

  Школьный психолог в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования; опирается на Международную конвенцию о правах ребёнка, принятую Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. в защиту прав детей, на выживание, развитие, активное участие в жизни общества, и условия жизни, достойные человека. Согласно конвенции, решения, затрагивающие здоровье, благополучие, достоинство детей, должны приниматься исходя, прежде всего, из интересов ребёнка.

1. Цели:

·        обеспечение психического и психологического здоровья учащихся;

·        содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников воспитательного процесса;

·        содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;

·        оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

·        содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

2. Задачи:

·        систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

·        создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

·        реализация возможностей, резервов развития каждого возраста, содействующих личностному росту и раскрытию творческого потенциала учащихся;

·        оказание своевременной психологической помощи и поддержки учащимся, их родителям, педагогам;

·        психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;

·        формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

·        содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в классных коллективах;

·        профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;

·        участие совместно с педагогическим коллективом в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

·        содействие в обеспечении деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

3. Функции

Психолог:

1) планирует, ведёт и анализирует психологическую работу с учащимися;

2) принимает участие в профилактике и организации адаптационного периода к школьному обучению:

·        диагностирует готовность детей к школьному обучению;

·        консультирует родителей будущих первоклассников;

·        наблюдает и диагностирует первоклассников в период адаптации;

·        консультирует родителей первоклассников, педагогов в период адаптации;

·        проводит коррекционные занятия с детьми, находящимися в состоянии дезадаптации;

 

3) принимает участие в профилактике и организации адаптационного периода пятиклассников:

·        диагностирует готовность обучающихся начального звена к переходу в среднее звено школы;

·        наблюдает и диагностирует пятиклассников в период адаптации;

·        консультирует родителей пятиклассников, педагогов в период адаптации;

·        проводит коррекционные занятия с учащимися, находящимися в состоянии дезадаптации;

 

4) принимает участие в профилактике и организации адаптационного периода при переходе учащихся в старшее звено школы и в профильные классы:

·        наблюдает и диагностирует старшеклассников в период адаптации;

·        консультирует учащихся, их родителей, педагогов в период адаптации;

·        проводит тренинговые занятия по гармонизации отношений в коллективе;

 

5) содействует созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах и педагогическом коллективе;

6) проводит психодиагностику с целью изучения интеллектуальных, личностных, межличностных и эмоциональных особенностей учащихся:

·        наблюдает и исследует нервно-психическое развитие детей в соответствии с возрастными показателями;

·        совершенствует подбор методик по диагностике познавательных способностей, индивидуальных особенностей, эмоциональной сферы, межличностных отношений;

 

7) осуществляет коррекционно-развивающую работу в интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах, по приобретению умений и навыков общения:

·        проводит занятия по интеллектуальному развитию;

·        проводит занятия по развитию социальных и коммуникативных навыков;

·        проводит занятия по самопознанию и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся;

·        проводит занятия по коррекции отклонений в эмоциональной сфере;

·        осуществляет коррекционную работу совместно с логопедом, соц. педагогом, мед. персоналом;

 

8) проводит работу по профессиональному самоопределению учащихся:

·        выявляет уровень профессиональной готовности учащихся;

·        проводит диагностику профессиональных интересов, склонностей, профессионального типа учащихся;

·        проводит развивающие занятия по профессиональному самоопределению учащихся;

·        проводит консультационную и просветительскую работу по профессиональной ориентации учащихся;

 

9) оказывает консультативную помощь учащимся, их родителям, педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения, консультирует администрацию и педагогов по вопросам психологического блока;

10) помогает педагогам в обеспечении личностно-ориентированной модели во взаимодействии с учащимися в условиях модернизации образования;

11) проводит психолого-педагогическое просвещение среди родителей учащихся и педагогов:

·        выступает на родительских собраниях с соответствующей информацией и тематикой;

·        консультирует родителей;

·        участвует в пед. консилиумах, пед. советах;

·        проводит семинары по психологической тематике;

·        проводит методические учёбы с педагогами, психологами района, города;

·        участвует в районных, городских, республиканских конференциях;

 

12) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направленных на ПМПК;

13) проводит работу с детьми, склонными к дивиантному поведению, совместно с соц. педагогом;

14) является участником школьного совета профилактики;

15) готовит и проводит психологические занятия с элементами тренинга, тестирование педагогов и родителей учащихся;

16) ведёт необходимую документацию (журналы консультаций, протоколы обследований, списки, характеристики и др.), проходит повышение квалификации;

17) хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и др. видах работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или др. аспекта коррекционно-развивающей работы и может нанести ущерб ребёнку или его окружению.

4. Права

Психолог в своей деятельности имеет право:

·        самостоятельно определять приоритетное направление работы с учётом конкретных условий региона, учебного учреждения;

·        самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов деятельности;

·        требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

·        отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам и задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств;

·        знакомиться с необходимой документацией;

·        обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения;

·        участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работ, оценки их эффективности;

·        проводить групповые, индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей;

·        вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путём лекций, выступлений и др.;

·        иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией;

·        обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.

5. Ответственность

Психолог:

·        несёт профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемой диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

·        несёт ответственность за сохранение протоколов обследований, документации, оформление их в установленном порядке.

6. Документация

Психолог должен иметь:

·        перспективные планы работы на год, месяц, отражающие основные идеи и задачи психологической работы;

·        заключения по протоколам обследований и диагностики учащихся;

·        план развития кабинета;

·        анализ работы психолога;

·        журнал консультаций учащихся, их родителей, педагогов

 

Метки записи: ,
Похожие записи: