Уважаемые родители!


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Каменки (МОУ СОШ №8)
объявляет о приеме учащихся в 1 класс на 2021-2022 уч.год с 01.04.2021

Читайте подробности в разделе

План функциональной грамотности МОУ СОШ №8

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №8

__________________А.Н.Рябов

01.09.2021 г.

План

мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021-2022 учебный год  МОУ СОШ №8

Цель: создание условий  для реализации Плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Задачи:

  1. Использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
  2. Обеспечение модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС.
  3. Совершенствование содержания учебно-методического комплекса образовательного процесса.
  4. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования обучающихся.
  5. Улучшение качества внеурочной и внеклассной работы.
  6. Активизация роли родителей в процессе обучения и воспитания детей

Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности – это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности. На первый план в школе выдвинута программа развития у обучающихся читательской грамотности как основы формирования функциональной грамотности разных направлений: математической, естественнонаучной, финансовой, глобальных компетенций, критического мышления.

Данная программа включена в структуру основной образовательной программы и является одним из инструментов, обеспечивающих достижение планируемых результатов основного образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Ребёнок должен уметь свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении используют приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

 

 

 

Формирование читательской грамотности в начальной школе

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Мониторинг техники чтения.

·        Стартовая диагностика: контроль техники чтения (правильность, способ чтения, понимание прочитанного).

·        Диагностика техники чтения за I полугодие.

·        Итоговый контроль техники чтения.

Учителя Сентябрь

 

 

 

Декабрь

Май

2. Создание копилки  «Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения». Учителя

 

В течение года
3. Ведение читательских дневников с кратким пересказом прочитанного. Учителя

 

В течение года. Проверка 1 – 2 раза в неделю.
4. Создание классных библиотек. Учителя В течение года
5. Взаимодействие со школьной библиотекой. Библиотекарь, учителя. 1 раз в четверть.
6. Работа с различными печатными источниками информации: словарями, справочниками, газетами, журналами, брошюрами… Учителя В течение года
7. Проверочные работы по разделам учебника. Учителя В соответствии

с КТП

8. Участие в онлайн – олимпиадах и мониторингах

по предмету на платформах Яндекс. Учебник, Учи.ру., Олимпис, Совенок…

Учителя В течение года
9. Работа в Литературном кружке на портале UCHi.RU. Учителя В течение года
10. Заседания ШМО:

·        Разработка методических  и дидактических материалов  по формированию читательской грамотности;

·        обмен опытом;

·        сообщения на темы:

«Приемы организации смыслового чтения на уроках»,

«Роль скорости чтения в подготовке школьников к самостоятельной читательской деятельности»,

«Виды текстов, приемы и этапы работы с текстом»,

«Система работы по формированию ЧГ в начальной школе»,

«ЧГ как основа формирования УУД школьников»,

«Результаты диагностики техники чтения

в 1 -4 классах».

Руководитель ШМО, учителя. В соответствии

с планом работы ШМО НК.

 

 

Формирование математической грамотности в начальной школе

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Диагностика знаний, умений и навыков

по предмету.

Входная контрольная работа.

Контрольная работа за I полугодие.

Итоговая контрольная работа.

Учителя  

 

Сентябрь

Декабрь

Май

2. Включение на каждом уроке математики  примеров на отработку вычислительных навыков, навыков быстрого, осмысленного выполнения арифметических действий. Учителя В течение года
3. Формирование умений и отработка навыков решения типовых задач, комбинированных задач, задач исследовательского характера. Учителя В течение года
4. Организация индивидуальных занятий по предметам малыми группами со слабоуспевающими. Учителя В течение года
5. Контрольные, проверочные, самостоятельные работы, математические диктанты по темам и разделам. Учителя В соответствии

с КТП

6. Проведение занятий внеурочной деятельности «Занимательная математика» Учителя В соответствии

с КТП

7. Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. Учителя В течение года
8. Участие в онлайн – олимпиадах и мониторингах

по предмету на платформах Яндекс. Учебник, Учи.ру., Олимпис, Совенок…

Учителя В течение года
9. Привлечение одарённых детей к участию

в олимпиаде «Школа Архимеда».

Учителя По расписанию проведения олимпиады
10. Заседания ШМО:

·        Разработка методических  и дидактических материалов  по формированию математической грамотности;

·        Обмен опытом;

·        Сообщения на темы:

«Повышение качества вычислительных навыков на уроке математики, как средство достижения прочных знаний»,

«Организация деятельностного подхода в обучении математики по УМК «Школа России»,

«Компетентностный подход в преподавании математики».

 

Руководитель ШМО, учителя. В соответствии

с планом работы ШМО НК.

 

 

 

Формирование естественнонаучной  грамотности в начальной школе

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Диагностика знаний, умений и навыков

по предмету.

Контрольная работа за I полугодие.

Итоговая контрольная работа.

Учителя  

 

Декабрь

Май

2. Проверочные работы по основным темам и разделам. Учителя В соответствии

с КТП

3. Проведение опытов, исследовательских работ. Учителя В течение года
4. Подготовка проектов. Учителя В течение года
5. Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. Учителя В течение года
6. Участие в онлайн – олимпиадах и мониторингах

по предмету на платформах Яндекс. Учебник, Учи.ру., Олимпис, Совенок…

Учителя В течение года
7. Привлечение печатных источников информации для подготовки проектов и сообщений к уроку. Учитель, библиотекарь. В течение года
8. Заседания ШМО:

·        Разработка методических  и дидактических материалов  по формированию естественно — научной грамотности;

·        Обмен опытом;

·        Сообщения на темы:

«Приемы развития познавательной активности обучающихся как средство формирования естественно — научной грамотности на уроках окружающего мира»,

«Организация виртуальных экскурсий, как средство получения новых знаний».

Руководитель ШМО, учителя. В соответствии

с планом работы ШМО НК.

 

 

 

Формирование цифровой  грамотности в начальной школе

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Использование QR – кода на уроке для получения новой информации. Учителя В течение года
2. Работа по поиску информации в интернете с использованием поисковых систем Яndex, Rambler, Google. Учителя В течение года
3. Изучение модуля «Я и компьютер» на уроках Технологии. Учителя В течение года
4. Участие в онлайн – олимпиадах и мониторингах

по предмету на платформах Яндекс. Учебник, Учи.ру., Олимпис, Совенок…

Учителя В течение года
5. Работа на цифровой платформе Яндекс. Учебник.

·        Задания для развития функциональной грамотности.

·        Разноуровневые задания на повторение изученного материала.

·        Мониторинги по предметам.

·        Онлайн — олимпиады.

·        Комплексные задания для подготовки к ВПР.

Учителя В течение года
6. Работа на Образовательном портале на базе интерактивной платформы для обучения детей UCHi.RU.

·        Цифровая школа Учи.ру.

·        Литературный кружок.

·        Виртуальный класс.

·        Онлайн – уроки Учабря.

·        Марафоны.

·        Онлайн — олимпиады.

·        Программные задания по основным предметам.

·        Проверочные работы.

·        Разноуровневые задания от учителя.

·        Комплексные задания для подготовки к ВПР.

Учителя В течение года
7. Заседания ШМО:

·        Обмен опытом.

·        Роль интернета в обучении детей.

·        Сообщения на темы:

«Современные технологии в процессе формирования цифровой грамотности у учащихся начальных классов»,

«Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста»,

«интернет – враг или друг»?

Руководитель ШМО, учителя. В соответствии

с планом работы ШМО НК.

 

 

Формирование здоровьесберегающей  грамотности в начальной школе

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Классный час: Модуль «Разговор о правильном питании» 1 – 2 классы (8ч.) и «Две недели в лагере здоровья» 3 – 4 классы (8ч.). Учителя В соответствии с воспитательным планом
2. Классные часы на темы о здоровом образе жизни. Учителя В соответствии с воспитательным планом
3. Проведение физкультминуток на уроках. Учителя В течение года
4. Изучение тем на уроках окружающего мира, обучающих ЗОЖ. Учителя В соответствии с КТП
5. Изучение тем на уроках физической культуры, обучающих ЗОЖ. Учитель физкультуры В соответствии с КТП
6. Изучение правил безопасности на уроках технологии. Учителя В соответствии с КТП
7. Внеклассные мероприятия, воспитывающие у детей правила ЗОЖ. Учителя В соответствии с воспитательным планом
8. Подготовка сообщений и проектов на темы о ЗОЖ. Учителя В течение года
9. Экскурсии в пожарную часть, отделение полиции, беседы с работниками ГАИ о безопасном образе жизни. Учителя В течение года
10. Беседы детей с медицинской сестрой школы. Учителя, медицинская сестра. В течение года
11. Заседания ШМО:

·        Обмен опытом.

·        Сообщения на темы:

«Здоровьесбережение в системе реализации ФГОС НОО»,

«Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня».

Руководитель ШМО, учителя. В соответствии

с планом работы ШМО НК.

 

 

 

Формирование финансовой  грамотности в начальной школе

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Изучение тем, связанных с финансовой грамотностью в курсе математики:

·       Понятия «Монета», «Купюра», стоимость денег, функции денег,

·       Решение задач «Цена», «Количество», «Стоимость»;

·       Единицы измерения стоимости «Рубль», «Копейка», перевод одних единиц в другие.

Учителя В соответствии

с КТП

2. Изучение тем, связанных с финансовой грамотностью в курсе окружающего мира:

·       Что такое экономика. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

·       Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь.

·       Деньги. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).

·       Магазины города, села.

·       Семейный бюджет. Заработная плата.

Доходы и расходы семьи.

Учителя В соответствии

с КТП

3. Изучение тем, связанных с финансовой грамотностью в курсе русского языка и литературы:

·       Пословицы, поговорки, ребусы, анаграммы о деньгах и финансах.

·       Произведения разных стран с упоминанием денежных операций.

Учителя В соответствии

с КТП

4. Изучение тем, связанных с финансовой грамотностью в модульном курсе «Разговор о правильном питании»:

·       «Магазин».

Учителя В соответствии

с КТП

5. Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи. Учителя Март
6. Заседания ШМО:

·        Обмен опытом.

·        Сообщения на темы о необходимости обучения обучающихся начальных классов финансовой грамотности.

Руководитель ШМО, учителя. В соответствии

с планом работы ШМО НК.

 

 

 

Формирование   креативной компетенции в начальной школе

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Проведение интеллектуальных игр и мероприятий, направленных на развитие логики, внимания, креативного мышления. Учителя В соответствии

с планом воспитательной работы

2. Посещение занятий внеурочной деятельности «Робототехника» 1 – 4 классы:

·       развитие умения сбора модели по инструкции и самостоятельно на основе уже собранной;

·       проектная деятельность: «Создание модели по замыслу»;

·       программирование модели.

Педагог по робототехнике В соответствии

с КТП

3. Применение на уроках «ТРИЗ – технологий», мозговых штурмов, дискуссий, парных, групповых работ. Учителя В течение года
4. Проектная деятельность. Учителя В течение года
5. Участие в школьных, городских, районных, региональных, Всероссийских и Международных конкурсах. Учителя В течение года
6. Заседания ШМО по темам:

·        Разработка методических  и дидактических материалов  по формированию креативного мышления;

·        обмен опытом;

·        планирование мероприятий, направленных на развитие креативных компетенций.

Руководитель ШМО, учителя. В соответствии

с планом работы ШМО НК.

 

 

Развитие глобальных компетенций

 

 

Виды деятельности и формы работы Ответственные Сроки
1. Использование на уроках современных технологий организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе. Учителя В течение года
2. Создание меж – и метапредметных тематических связей для понимания значимости изучаемого материала для дальнейшего применения в различных жизненных ситуациях. Учителя В течение года

 

 

 

Формирование  читательской грамотности  (5-11 классы)

 

 

Формы. Содержание работы

Целевая аудитория срок ответственные
1. Изучение педагогами информационно-методических материалов  по теме «Формирование читательской грамотности средствами учебных предметов» Учителя русского языка и литературы в течение 1 полугодия Рук. ШМО Ажнова Е.Н.
2. Выступление на ШМО по теме «Эффективные приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы» Учителя русского языка и литературы ноябрь Бичурина Н.Е.
3. Работа с фразеологическими оборотами в системе развития читательской грамотности на уроках родного (русского) языка в 6 классе Учащиеся 6а,б, в классов 2 четверть Шашкова И.В.
4. Анализ результатов мониторинга оценки динамики читательской грамотности обучающихся на основе имеющихся баз данных. Анализ групп умений: — общее понимание и ориентация в тексте; — глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; — использование информации из текста для различных целей; — осмысление и оценка содержания и формы текста; Анализ индивидуальных и обобщённых результатов выполнения ВПР по русскому языку в 5 – 8 классах Учителя русского языка и литературы декабрь Рук. ШМО Ажнова Е.Н.
5. Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности» 7 а, г классы март Кибиткина О.В.
6. Внеурочная деятельность по литературе «Читаем вместе» 5 б класс В течение года Ажнова Е.Н.
7. Конкурс чтецов «Живая классика» 5-10 классы Январь — февраль Учителя русского языка и литературы
8. Подготовка и проведения итогового сочинения по литературе 11а, 11б классы Сентябрь — декабрь Шафатова А.С., Ажнова Е.Н.
9. Подготовка и проведение устного собеседования в 9 классе 9а, 9б, 9в классы Сентябрь — февраль Шашкова И.В., Шафатова А.С.

 

 

Формирование финансовой грамотности (5-11 классы)

   

Формы. Содержание работы

Целевая аудитория сроки ответственные
1 Изучение педагогами информационно-методических материалов  «Марафон функциональной грамотности». Внедрение в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся учителя сентябрь Рук. ШМО

Майорова Н.П.

 

2 Классный  час 8-9 классах по теме «Что такое финансовая грамотность?» 8-9кл ноябрь Майорова Н.П.

АйкашеваО.Н.

Крючкова Е.В.

3 Классный  час в  10-11 классах по теме  «Секреты финансовой стабильности». 10-11 классы февраль Майорова Н.П.

АйкашеваО.Н

Крючкова Е.В.

4 Квест-игра «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах»

 

Квест-игра «Деньги любят счёт»

 

5-7

классы

 

8-9

классы

 

март

 

 

 

 

декабрь

 

Майорова Н.П.

АйкашеваО.Н.

Крючкова Е.В.

5 Викторина: «Денежки разные, денежки важные» (из истории денег) 5 классы

 

 

апрель АйкашеваО.Н.

Крючкова Е.В.

6 Уроки для общественности «Осторожно! Финансовые мошенничества» 5-10 классы, родители обучающихся апрель Учителя истории и обществознания

сотрудники ОЭБиПК

специалисты Сбербанка

                Формирование математической грамотности (5-11 классы)

   

Формы. Содержание работы

Целевая аудитория срок ответственные
1 Изучение педагогами информационно-методических материалов  «Марафон функциональной грамотности». Внедрение в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся учителя сентябрь Рук. ШМО Андреева

Г.П.

2 Марафон по решению практических задач по математике (школа Архимеда) 5-11кл ноябрь Учителя математики
3 Квест- игра «Проценты вокруг нас» 5-6 класс февраль ВаловаО.В.

Андреева Г.П.

4 Проведение краткосрочных проектов

«Измерения на местности»

 

 

« Использование тригонометрии при решении практических задач»

 

7 кл

 

 

 

 

9кл

 

 

март

 

 

 

 

декабрь

 

Андреева  Г.П.

Буркина И.Н.ЧистяковаС.П.

 

5 Семинар-практикум:

«Практическое применение производной»

« Применение подобия  треугольников при решении практических задач»

 

 

10 кл

8кл

 

 

апрель

Андреева  Г.П.

Буркина И.Н.ЧистяковаС.П.

 

6 Уроки для общественности (школа Архимеда) 5-10 для родителей обучающихся апрель Учителя математики

 

                Формирование естественнонаучной грамотности (5-11 классы)

  Формы. Содержание работы  Целевая аудитория Срок Ответственный
1   Изучение педагогами информационно-методических материалов  «Марафон функциональной грамотности». Внедрение в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся учителя сентябрь  Рук. ШМО Андреева

Г.П.

2  Марафон по решению практических задач по физике (школа Архимеда)  7-9 классы  ноябрь  Учителя физики
3  Марафон по решению практических задач по физике (школа Архимеда) 10 классы  февраль  Зитева В. М., Волкова Г.А.
4  Проведение краткосрочных проектов

«Выживание на местности (лес, остров) »

 

 

« Электричество и мы (дом, улица, поле)»

 7 класс

 

 

 

 

 

8 класс

 

 Март

 

 

декабрь

 Валова О. В.

 

 

Зитева В.М.

5  Семинар-практикум:

« Применение законов физики при решении практических задач»

 

 10 классы

 

 апрель  Учителя физики
6  Уроки для общественности (школа Архимеда)  7 -10 класса

 

 апрель  Учителя физики

 

   Целевая аудитория Срок Ответственный
Изучение педагогами информационно-методических материалов  «Марафон функциональной грамотности». учителя сентябрь Фомина Л.П.
Внедрение в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся учителя В течение года Фомина Л.П.
Марафон по решению практических задач по экологии и биологии» 10-11 классов ноябрь Фомина Л.П.
Квест- игра «Знаешь ли ты себя?» 8 классов февраль Фомина Л.П.
Мини-КВН «Мир вокруг нас»

 

9 классов

 

декабрь Фомина Л.П.
Семинар-практикум:

«Практическое применение генетики и селекции»

10 класса

 

апрель Фомина Л.П.

 

Формирование здоровьесберегающей грамотности  (5-11 классы)

 

№ п.п Тема

 Форма проведения

Класс Сроки реализации Ответственный
1 Круглый стол: «Здоровье в твоих руках. Факторы, влияющие на твое здоровье».

 

5-6 сентябрь Гришакова Е.А.
2 Мастер — класс «Сервировка стола. Правила поведения за столом». 6-7 октябрь Гришакова Е.А.
3 Презентация «Основы рационального   питания». 5-6 октябрь Гришакова Е.А.
4  Мини исследование. Наблюдение за своим режимом питания. «Режим питания и состав меню, частота приема пищи. Семейные традиции в питании».

 

6-7 ноябрь Гришакова Е.А.
5 Защита проектов «Белки, жиры, углеводы

в питании школьника».

5-6 декабрь Гришакова Е.А.
6 Защита проектов.  «Мясо, рыба, молочные   продукты в рационе школьника».

 

5-6 январь Гришакова Е.А.
7 «Овощи, фрукты,    зерновые продукты в питании человека».

Практическая работа по выращиванию лука на подоконнике.

Экскурсия на хлебозавод.

5-6 февраль Гришакова Е.А.
8 Просмотр кинофильма «Кулинарное путешествие по России» 5-8 март Гришакова Е.А.
9 Сообщение ребят занимающихся спортом. «Как правильно питаться, если занимаешься спортом» 5-9 апрель Гришакова Е.А.
10 Просмотр кинофильма. Выставка рисунков. «Какую пищу можно найти в лесу» 5-9 май Гришакова Е.А.
Формы: содержание работы Целевая аудитория Срок Ответственные
1 Изучение педагогами информационно- методических материалов «Марафон функциональной грамотности».

Внедрение в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся

Учителя Сентябрь Рук.ШМО Фомина О.Ю.

 

2  Марафон «Здоровый ребенок – успешный ребенок» 1-11 классы, родители Октябрь Учителя физической культуры, ОБЖ.
3 Участие в акции «Спорт -норма жизни» 1-11 кл В течении года Учителя физической культуры
4   Фестиваль «Здоровье в порядке -спасибо зарядке! » 1-11класс   Учителя  физической культуры
5 Проведение краткосрочных проектов «Мы выбираем ЗОЖ!»

 

 

9 класс

 

 

 

Февраль Фомина О.Ю.

 

 

 

6  Лекторий. «Профилактика интернет зависимости. Режим дня школьника» 1-11 Март Мед.работники
7 Спортивные мероприятия «В здоровом теле — здоровый дух» 1-11 классы В течение года, согласно плану физкультурно –спортивных мероприятий ШСК Учителя физической культуры
8 Всемирный день здоровья 1-11 апрель Учителя физической культуры

 

Формирование креативного мышления (5-11 классы)

   

Формы. Содержание работы

Целевая аудитория срок ответственные
1 Изучение педагогами информационно-методических материалов  «Марафон функциональной грамотности». Внедрение в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся учителя сентябрь Костикова Н.В.
2 Создание копилки «Способы и приёмы, способствующие формированию креативного мышления» 5-11 кл октябрь Учителя
3 Интеллектуальная игра «Креатив бой» 6-8 классы ноябрь Костикова Н.В., Кузнецова С.М.
4 Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности по направлению «Креативное мышление» обучающихся 5-9 классов на уроках. 5-9 классы Декабрь – апрель 2021 – 2022 . Учителя
5 Участие в интеллектуальной игре «Умники и умницы» 9-10 классы декабрь Костикова Н.В.

 
 

Метки записи:

Подписаться на новости

 

Наш сайт работает на хостинге Timeweb - Рекомендуем!

 

 
Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.